Профилактика наркомании
Памятка для родителей
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ: важность
Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Профилактика наркомании важна т.к. наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Наркомания наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники наркомании. Порядка 70% ВИЧ инфицированных больных получили смертельный вирус вследствие употребления наркотиков. Средний возраст наркоманов около 30 лет, т.е. это люди детородного возраста, наркомания - это угроза выживанию нации. Наркоманию легче предупредить, чем потом вылечить. Ведь лечение наркомании часто безрезультатно. Любой реабилитационный центр или наркологическая клиника ставит перед собой цель справиться с наркоманией, но эта цель достигается не всеми.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ: семья
Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Важнейший момент - пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. К этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше. Запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.
Профилактика наркомании в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются, и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому профилактика наркомании должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье.
12.03.2020
Организация работы
по профилактике наркомании, алкоголизма,
табакокурения
и воспитанию у дошкольников
здорового образа жизни.
Наркотики, алкоголь, табак и дети. Эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков, алкоголя, никотина год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешние благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у педагогов и родителей. Психоактивные вещества становятся привычными среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка – большого или маленького, мальчика или девочку.
Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых, но мы твердо убеждены – формировать «иммунитет» против ПАВ следует с раннего возраста.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика вредных привычек, грозящих большой бедой и ребенку, и его окружении.
Организация образовательного процесса на личностно-ориентированной основе, требует от взрослых создание условий обеспечивающих гармоничное развитие личности и здорового ребенка. Вопрос охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности педагогического коллектива МБДОУ Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл.
Основные задачи здоровьесберегающей деятельности ДОУ:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Здоровьесберегающая деятельность в Детском саду осуществляется в следующих формах:
-Медико-профилактическая;
-Физкультурно-оздоровительная;
-Информационно-просветительская;
-Коррекционная;
-Спортивно-досуговая;
-Безопасность и защита прав ребенка.
Медико-профилактическая.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; Он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство ребенка с наркотиками.
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например: иммунизация, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание горла противовоспалительными травами, профилактика простудных заболеваний с использованием природных адаптогенов, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физической культуре, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
Информационно-просветительская.
Информационно-просветительская деятельность включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Задача информационно-просветительской деятельности – разъяснять и информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни.
Для родителей проводятся консультации «Ребенок в алкогольной семье», «Если Ваш ребенок начал курить», тренинги «Долго ли до беды?», семинары- практикумы «Здоровье ребенка в ваших руках», памятки об укреплении и сохранении Здоровья.
Коррекционная.
Эта деятельность направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического и психического развития детей специалистами детского сада.
Спортивно-досуговая.
Эта деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. Организуются тематические физкультурные досуги «Мама, папа и я спортивная семья», праздники «Осень в гости к нам пришла – витамины принесла», и др. Систематически организуются «Недели Здоровья», «Дни здоровья».
Безопасность и защита прав ребенка.
Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам личной безопасности, привитие навыков правильных действий в случае ЧС. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Оптимальными методами реализации программы в ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей, тематические фотовыставки «Мои замечательные родители», «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама и я - спортивная семья», выставки детского творчества «Моя Мама!», «Здоровье в наших руках», «Наше счастливое детство».
В ДОУ оформлены и действуют стенды для детей и родителей: «Правила безопасности», «Правовое образование в ДОУ», «Как избежать неприятностей».
Со всеми сотрудниками ДОУ согласно графика проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья дошкольников, проводится контроль по выполнению инструкций.
В учебном году коллектив детского сада продолжил работу по проблеме защиты прав и достоинств маленького ребенка, данный вид деятельности становится системным.
Образовательная здоровьесберегающая деятельность.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
В осуществлении Образовательной здоровьесберегающей деятельности задействованы практически все сотрудники детского сада
В учреждении проводится систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей, деятельность педагогов, родителей и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована.
Педагогический коллектив в своей работе придерживается следующих основных направлений:
- оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле его состояния;
- создание условий для двигательной активности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной помощи по укреплению здоровья детей;
- помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям детского сада;
- обеспечение двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее специфики и возраста;
- создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
- организация совместно с медицинским персоналом профилактических и оздоровительных мероприятий;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля общения взрослых с детьми, формирующего адекватную самооценку детей. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Просвещение дошкольников в образовательной деятельности осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только хорошего знания детьми особенностей действия психоактивных веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.
Дети дошкольного возраста мало информированы о психоактивных веществах.
Ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.
Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.
Содержание предлагаемого курса для дошкольников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья?», «Как вырастить привычку», «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» и др.
Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать», «Путанка», «Прогулка по парку» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у детей адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.
Ожидаемые результаты.
• Подготовка дошкольников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у дошкольников.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
"Формирование устойчивого, осознанного отказа
от вовлечения в сферу употребления ПАВ
для детей возрастной группы 5 – 7 лет,
их родителей и педагогов»
Информационно-методическая разработка.
Цель:
- формировать навыки, знания и умения по антинаркотическому воспитанию детей,
- создать условия для осмысления проблемы.
Задачи:
- дать адекватные знания по различным вопросам антинаркотического воспитания,
- проинформировать по различным вопросам, связанным с химической зависимостью,
- оказывать консультативную и коррекционную помощь.
№ | Тема | Цель, задачи | Структура |
1 | «Главное чудо света» | Цель: Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к своему организму | Чтение рассказов о здоровье. Игра: «Как мы устроены». Назвать части тела. Игра: «Угадайка» Отгадывание загадок о различных частях тела и внутренних органах. Игра: «Дружная семейка» О взаимодействии всех органов человека. Игра: «Волшебные лепестки цветика, семицветика». Выбор главных качеств человека красота, здоровье, сила, ум, смелость и т.п. |
«Как черные братья хотели мир завоевать» | Цель: Формирование представлений детей дошкольного возраста об одурманивающих веществах | Чтение рассказа «Черные братья» Игра-инсценировка по рассказу: «С кем не стоит встречаться» Конкурс «Осторожно-опасность!» Рисование плаката – предупреждения об опасности знакомства с одурманивающими веществами | |
3 | «Великие помощники» | Цель: Формирование знаний об укреплении здоровья-закаливании. | Чтение рассказа «О закаливании» Игра-демонстрация «Вода - для хвори беда». Обучение правилам закаливания Эксперимент «Солнышко здоровье дарит». Проращивание семян в разных условиях Игра «Что может чистый воздух». Умение оценить качество воздуха. Релаксация «Как победить плохое настроение» Загадки «Угадайка». О явлениях природы и их роли в сохранении укреплении здоровья |
4 | «Главная одежда Человека» | Цель: Формирование знаний о коже человека» | Чтение рассказа «О главной одежде человека- коже» Игра-эксперимент «Чистюли и чистюльки». О чистоте. Чтение сказки К Чуковского «Мойдодыр» Игра-эксперимент «Главные враги кожи». Дать понятие о здоровой и больной коже. |
5 | «Физкульт-Ура!» | Цель: формирование знаний о физической культуре и ее значении в развитии детского организма. | Чтение рассказа «Как не попасть в скрюченный город» К. Чуковского Проведение утренней гимнастики Эксперимент- обсуждение «Чем опасны Черные братья». Проращивание семян в разных условиях Игра «Веселая компания» Подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси и лебеди» и др. |
6 | «Полезно и вкусно» | Цель: Формирование знаний о рациональном питании | Чтение рассказа о здоровом питании Игра «Отгадайка» Загадки о продуктах питания. Обсуждение «Законы питания» Чтение о обсуждение стихотворений К.Чуковского «Барабек», «Обжора». Игра «Приглашение на обед». Рисование блюд которые дети хотели бы съесть на обед Игра - проблема «Сделай правильный выбор». Уточнить знания детей о пиве. |
7 | «Таинственный незнакомец» | Цель:Профилактика травм и нарушений здоровья детей из-за неосторожного обращения с различными веществами, свойства которых ребенку неизвестны. | Чтение рассказа о веществах неизвестного происхождения. Обсуждение-игра. Чтение сказок Л.Кэролла «Приключение Алисы в стране чудес», Ш.Перро «Спящая красавица» В. Гауфа «Маленький Мук». Угадать произведение и рассказать, чем оно закончилось. Конкурс рисунков по сказкам |
8 | «Сказка о спящей царевне и не только…» | Цель:Формирование знаний ребенка о возникновении угрозы его жизни и здоровью, избегать опасности | Чтение рассказа о встрече с незнакомыми людьми. Обсуждение «Будь осторожен» по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Проблемная ситуация «Тревога». Разыгрывание сценок, в которых незнакомец советует попробовать то или иное вещество, продукт, угощает чем-либо |
9 | «Давай дружить» | Цель: Формирование социальной адаптации ребенка. | Чтение рассказа о дружбе. Обсуждение «С кем стоит и с кем не стоит дружить?» Обьяснение поговорок и пословиц о дружбе. Чтение С. Маршака «Урок вежливости», Г. Остера «Вредные советы». Коммуникативная игра«Улыбка в подарок» Решение жизненных ситуаций Подвижная игра «Путанка» |
10 | «Моя семья» | Цель: Формирование ценности семейных отношений, воспитание любви к семье. | Чтение рассказа о семье. Г. Остера «Вредные советы». Обсуждение пословиц, поговорок «Почему так говорят» Тест «Хороший ли я сын(дочь)?» Решение ситуаций Обсуждение рассказа О.Уайльда «Мальчик-звезда» |
11 | «Волшебная радуга» | Цель:Формирование общей социальной адаптации | Игра «Мелодии вокруг нас», «На что похоже мое настроение» Решение ситуаций «Поделись улыбкою своей» Художественное творчество «Хорошее настроение в подарок» |
12 | «Посеешь привычку-пожнещь характер» | Цель:Формирование полезных привычек. | Чтение рассказа А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Обсуждение. Игра «Замени». Найди противоположность. Обсуждение «Здоровые и нездоровые привычки» |
13 | «Секрет черных Братьев» | Цель:Обсуждение вопросов, связанных с использованием алкоголя, курения, наркотиком | Демонстрация - обсуждение «Как черные Братья разрушают организм» Игра «Осторожно- это враги» Объясни «Почему так говорят» Игра «Не хочу быть курилкой» |
14 | «Мы сильнее черных Братьев» | Цель:Формирование отношений об опасности вредных советов страны Нездоровья-Кукарямбы. | Игра «Вредные советы Кукарямбы» Игра «Кем не сможет стать раб Черных Братьев» Ребенок должен объяснить, почему поклонник дурмана не сможет достичь успеха в какой либо профессии. Обсуждение «Житель печальной планеты» |
15 | «Спасибо –нет» | Цель:Научить ребенка вовремя распознать возникшую опасность – и решительно отказаться. | Обсуждение «Чему не стоит учиться? Ролевая игра «Умей сказать – нет?» Обсуждение «Коварное маковое поле». По мотивам сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» |
16 | «Волшебный экзамен» | Цель: Закрепление полученных знаний о наркотическом соблазне у детей | Формирование правил безопасности Художественное творчество «Мы рисуем страну Здоровье» |