17.04.2019
индивидуальная консультация для родителя
Этот трудный звук «Р».
Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения родителей дошкольников к логопеду. У подавляющего большинства детей, направленных для логопедических занятий на логопункте, нарушено произношение именно этого звука.
Русский звук «Р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Необходимыми условиями для правильного произнесения этого звука являются подвижность языка, его тонус, сформированность и сила воздушной струи и прочие моменты.
Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи лучше начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Однако, очень важный момент! Бывает так, что у ребенка формируется ненормативный звук «Р», т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р (с вибрацией губ и щек) и пр. В этом случае, идеальным было бы более раннее обращение к логопеду, так как неверное произношение может прочно закрепится в речи и исправлять его со временем будет сложнее, в этом случае потребуется переучивание. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «Р» горловое от «Р» языкового. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.
Что мешает ребенку выговаривать «Р».
Подъязычная связка или «уздечка» (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка у ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «Р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений. Иногда приходится подрезать уздечку в поликлинике.
Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, у ребенка не сформированы свистящие и/или шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «Р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено. Если ребенок вместо звука «Р» произносит звук «Л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «Р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «Р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит. Если же ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.
Нарушение фонематического слуха. В этом случае речь идет о нарушении слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков. Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки. Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.
Нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «Р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «Р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Несформированность правильного речевого дыхания. Для произнесения звука «Р» требуется точно направленная воздушная струя, определённой силы. Недостаточно развитое речевое дыхание может быть причиной проблем со звуком «Р».
Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «Р». При проведении обследования речевого развития ребёнка логопед проверит уздечку и тонус мышц артикуляционного аппарата, фонематический слух, составит маршрут коррекции нарушения произношения звука.
Ваш ребёнок с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно посещать логопедические занятия и заниматься с ним дома, закрепляя навыки, полученные на занятиях с логопедом.