15.12.2020
Основная форма
музыкальной деятельности в детском саду
предусматривает не только слушание музыкальных
произведений, доступных для восприятия детей, обучение
их пению, движениям в играх и плясках, но
и обучение игре на детских музыкальных
инструментах. Почему же в музыкальной
деятельности музыкальный руководитель уделяет
большое внимание игре на детских
музыкальных инструментах?
Игра на детских музыкальных
инструментах:
является одним из любимых видов
музыкальной деятельности детей, приносит им море положительных эмоций;
формирует чувство товарищества и
взаимопомощи, способность согласованно действовать в коллективе;
развивает способность понимать
содержание музыкальных произведений, воспитывает устойчивый интерес к музыке,
совершенствует навыки игры на различных детских музыкальных инструментах,
развивает мелодический,
динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма;
развивает музыкальную память,
внимание, усидчивость;
развивает творческую активность,
помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.
В процессе
игры ярко проявляются индивидуальные черты
каждого исполнителя: наличие воли;
эмоциональности; сосредоточенности; развиваются и
совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь
игре на детских музыкальных инструментах,
дети открывают для себя мир звуков, у
них улучшаются качество пения (они чище
интонируют), качество музыкально-ритмических движений
(дети чётче воспроизводят ритм). Многим
игра на музыкальных инструментах помогает
передать свои чувства, обогащает музыкальные
впечатления.
В состав
детского оркестра входят разнообразные
музыкальные инструменты. Это позволяет приобщить
к музицированию всех без исключения,
подобрать каждому ребенку инструмент по его
интересам и возможностям. Дети с
удовольствием играют на металлофонах, ложках,
колокольчиках, трещотках, маракасах, музыкальных треугольниках
Во всех
возрастных группах в различных формах
происходит общение с музыкальными инструментами.
Если самые младшие пользуются в основном
музыкальными игрушками, то дошкольники знакомятся
с более разнообразными инструментами и
постепенно приобретают навык игры на них
(колокольчик, барабан, треугольник, металлофон).
Дети,
играя на инструментах, удовлетворяют свои
индивидуальные запросы, интересы и привыкают
действовать, в коллективе согласовано.
Работа по
ознакомлению с инструментами и последующему
обучению на них проводится последовательно
и организованно, применяются разнообразные методы
и приемы: показ иллюстраций, игрушек,
использование музыкально-дидактических игр и т.д.
Дети
открывают для себя мир музыкальных звуков,
различают красоту звучания различных
инструментов, совершенствуются в выразительности
исполнения. Они с удовольствием слушают
рассказы музыкального руководителя о
происхождении того или иного инструмента,
способах игры на нем. Затем, в
свободной самостоятельной деятельности, воплощают
свои умения и навыки.
Игра на
детских музыкальных инструментах оказывает ничем
незаменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера; совершенствуется
мышление, ребенок становится чутким к
красоте в искусстве жизни. Только
развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно
приобщить его к музыкальной культуре,
заложить её основы.
Консультация для родителе
« Значение и задачи
раннего приобщения детей к игре на ДМИ»
Музыкальная педагогика давно
занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются
различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е
годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит
идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот
оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».
Применение детских музыкальных
инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные
способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные
музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и
чувство ритма.
Игра на детских музыкальных
инструментах – один из видов детской исполнительской деятельности, который
чрезвычайно привлекает малышей, повышая интерес к музыке. В младшем возрасте
ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных
инструментах, не имеющих звукоряда.
При игре на музыкальных инструментах
ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый
доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не
устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те
музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются
необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из
музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.
Дети знакомятся с музыкальными
инструментами. Учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание
колокольчика, металлофона, баяна, знать и различать звучание бубна и
погремушки. В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки,
колокольчики, барабан, бубны, которые помогают заинтересовать детей, побуждают
к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно,
усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например,
зайчик приносит в корзинке музыкальные инструменты – погремушки. Дети
рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. По показу
зайчика, дети выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой
перед собой, под громкую – поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятия
часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель
передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат
частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким
образом, дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки.
Коллективные исполнения сочетаются с индивидуальными, при этом немаловажную
роль играет принцип повторности.
С помощью простейших музыкальных
инструментов учимся воспроизводить звукоподражания, сопровождать игрой на
инструментах различные игровые действия.
Малыши различают знакомые музыкальные
инструменты и игрушки по тембру звучания, запоминают их названия.
Способствуют активизации и
концентрации внимания малышей использование игрового приёма, а именно, побыть
музыкантами и поиграть на разных предметах. Выполнение этого задания проводится
с постепенным усложнением: сначала с одним предметом и анализом извлекаемого из
него звука, затем с несколькими предметами в сравнении. Например, используя
бутылки, наполненные водой так, чтобы они отличались объемом воды, в течение
недели вместе с детьми извлекаем из них звуки. Также используются бумага,
крышки от кастрюль, вёдра, тазики, деревянные палочки и т. д.
Тем самым решаются такие задачи,
как:
Активизация и обогащение звукового
опыта ребенка;
Развитие интереса к музыкальным и
немузыкальным звукам, к восприятию музыкальных произведений малышами;
Поддержание и развитие
индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.
Немаловажную роль играет активное
участие родителей в поддержании заинтересованности ребенка к исполнительской
деятельности и вне дошкольного учреждения, а именно дома. Поэтому среди
родителей проводятся консультации на тему «Музыка в семье», «Музыка и дети»,
даются рекомендации для родителей, как подобрать фонотеку для детей младшего
возраста, проводится анкетирование для успешного решения задач по музыкальному
развитию ребенка.
Таким образом, постепенно у
маленьких детей обогащается опыт восприятия музыки, активизируется интерес к
музыке и осуществляется развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Инструменты в руки взяли
И в оркестре заиграли.
Музыканты хороши,
Веселятся от души