09.12.2020
Детский праздник - это важная часть
жизни ребенка, это радостное событие,
которое позволяет расслабиться,
встряхнуться, забыться, а порой и просто
отдохнуть от будней. И уже почти
афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно
обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают
восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую
очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей,
для которых и готовится этот праздник.
Цели организации праздника:
реализация возможностей каждого ребенка
(открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
развитие таких психических процессов у
детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
воспитание моральных, нравственных,
патриотических качеств.
Этапы работы по организации
праздника:
1. Работа над сценарием
2. Предварительное знакомство детей с
утренником
3. Репетиции
4. Проведение утренника
5. Подведение итогов
Работа над праздником начинается со
сценария.
Музыкальный руководитель подбирает к
сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит
тщательный подбор речевого материала.
Следующим этапом является
предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить
инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно
создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих
творческих возможностей.
Затем воспитатель проводит пробы детей
на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не
навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя
в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение
имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий,
опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В
группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный
материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также
индивидуальные номера.
После распределения ролей начинается
индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов
- над образом
- над отдельными эпизодами
Речевая деятельность совершенствуется
посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности
(разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества,
обогащению словарного запаса.
В структуру праздника, утренника
обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы
поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть.
Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.
Чтобы у малышей не угас интерес к
празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего
отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого
праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что
уже все было.
Многое в успешном проведении праздника
зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо
отнестись очень серьезно.
• Ведущий должен хорошо знать программу
праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном
материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь
представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.
• От ведущего требуется инициативность,
находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и
естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно,
литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо
пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы
уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника.
Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой,
вовремя остановить расшалившихся.
Работа музыкального
руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в
поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении
последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.
Основное на празднике –
это выступление детей. Поэтому музыкальный руководитель и ведущий, осуществляя
подготовку детей, в случае необходимости должны оказать необходимую помощь
детям (подсказать стихи, поддержать в пении, поправить элементы костюма, встать
в недостающую пару в танце).
На музыкальных занятиях
разучивается весь музыкальный репертуар, который дети исполняют на празднике.
Поэтому каждый ребенок должен почувствовать себя неотъемлемым участником общего
для всех торжества, в соответствии со своими возможностями. Но в программу
включаются индивидуальные или групповые номера, показывающие рост музыкального
или творческого развития, артистичность, отражающие результаты эстетического
воспитания в детском саду. Инсценировки и стихи должны разучиваться в группе со
всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка,
или замена роли в инсценировке. Необходимо предложить каждому ребенку
выступление по силам. Способные дети находятся при этом в лучших условиях: им
поручают более ответственные номера, и они успешно с ними справляются. Труднее
обеспечить участие на празднике тех детей, которые не достигли необходимого
уровня развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо
способностей. Однако они могут выступить в игре, в групповом танце или при
чтении стихов. При этом воспитатель должен добиться, чтобы порученное
выступление воодушевило ребенка, доставило ему радость.
Накануне праздника, ведущий в присутствии музыкального руководителя
организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр,
т.е. проверяет готовность к празднику.
Задачи воспитателя при
проведении утренника.
Музыкально-исполнительские: знать
проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета,
сопровождающее движение; использовать возможность продемонстрировать
собственные музыкальные способности.
Организационные: уметь
организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и
хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную
позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности
ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально
- речевые: создать воображаемую ситуацию,
эмоциональную атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь
ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания
детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте»,
«пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») - это связано
с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем
времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со
вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком -
умение видеть проблемы каждого ребёнка и уметь оказывать вовремя помощь,
организация правильного взаимодействия детей друг с другом со взрослыми,
доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных
оценок.
Слаженная работа
коллектива воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает
проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только
при таких условиях праздник – яркое, запоминающееся событие в жизни сада,
имеющее большое воспитательное значение.