29.01.2021
Консультация для воспитателей
"Фоновая музыка в жизни
детского сада"
Музыка в детском саду сопровождает ребенка в течении всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог – психолог.
Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и направлено на решение задач:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм).
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе.
Примерное расписание звучания фоновой
музыки.
Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Время
звучания |
Преобладающий
эмоциональный тон |
7.30 – 8.00 |
Радостно-спокойный |
8.40 – 9.00 |
Уверенный,
активный |
12.20 – 12.40 |
Умиротворённый,
нежный |
15.00 – 15.15 |
Оптимистично-просветлённый,
спокойный |
Утро. Встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Используемые
музыкальные произведения:
1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
3. И. Штраус «Полька Трик – трак»
5. А. Вивальди «Зима»
6. П. И. Чайковский «Апрель»
9. Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»
10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
11. В. А. Моцарт «Турецкое рондо»
12. Й. Гайдн «Детская симфония»
14. И. Штраус «Сказки венского леса»
Подготовка ко сну. Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием спокойной музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Используемые
музыкальные произведения:
Колыбельные:
- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»
- «Приход весны»
- «Засыпающий малыш»
- «Крепко спи»
- «Сколько звездочек на небе»
- «Спи, малыш мой, засыпай»
2. П. И. Чайковский «Октябрь»
3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»
5. К. В. Глюк «Мелодия»
Пробуждение
Особое внимание педагогам
следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению детей после дневного
сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая
композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка
выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам
будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной
деятельности.
Используемые музыкальные произведения:
1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»
3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»
5. И. Штраус «Полька – пиццикато»
6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
7. Р. Щедрин «Полет шмеля»
8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
- улучшается речевая функция;
- улучшается сенсомоторная функция;
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;
Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.